главная
А тем временем, форум сайта ждет не дождется интересных собеседников.

RSS 2.0
28.08.2006, 00.00.00

Пабло Пикассо обвиняют в... плагиате

Комментариев: 2   

Художники :: Пабло Пикассо обвиняют в... плагиате фото 0
0



Всемирно известная "Герника" — плагиат Пабло Пикассо? Обвинять в столь неблаговидном поступке художника, создавшего полотно, которому по силе художественного и эмоционального воздействия нет равных в искусстве ХХ века, казалось бы по меньшей мере кощунственно. И тем не менее с таким сенсационным заявлением рискнул выступить искусствовед Хосе Педро Виндаль.

Читаем далее.
Анатолий Медведенко

Не один десяток лет исследователь посвятил изучению легендарной картины, прежде чем отважился обнародовать свои выводы на страницах авторитетного мадридского журнала "Интервью".

По утверждению Хосе Педро Виндаля, "Герника" является чуть ли не копией гравюры "Ярмарка в Куэрникабре", созданной художником из Арагона Мануэлем Наварро в начале ХIХ века. Друг Франсиско Гойи, Наварро в свое время пользовался большим успехом, его произведения на исторические, бытовые, религиозные темы вызывали живой зрительский отклик, отвечая, видимо, интересам и требованиям времени, в которое он творил. Однако особого прорыва в изобразительном искусстве Наварро не сделал, и постепенно имя его затерялось среди имен других художников — крепких, добротных, но не тех, кого называют выдающимися.

Репродукцию гравюры "Ярмарка в Куэрникабре" Хосе Педро Виндаль обнаружил, когда разбирал библиотеку своего отца, страстного коллекционера произведений живописи. Быть может, она и не привлекла бы внимания искусствоведа, если бы цепкий взгляд профессионала не уловил в ней странного сходства с легендарным полотном Пикассо "Герника", принесшего его создателю всемирную известность. "Чем больше сравнивал я оба произведения, тем больше сходства в них находил, — говорит Виндаль, удивляясь собственному открытию. — Та же композиция, те же бесформенные фигуры, та же экспрессивная манера письма, даже те же крутолобые быки, чуть ли не главные персонажи картин... И то же ощущение безумия и ужаса. Наконец, абсолютно одинаковый размер полотен. Это поразительное сходство и привело меня к мысли, что "Ярмарка" — ну скажем так — подтолкнула Пикассо к выбору формы, в которой и была создана "Герника".

Своим неожиданным открытием Хосе Педро Виндаль поделился с коллегами-искусствоведами и с друзьями-художниками. По его словам, они якобы согласились с ним, но порекомендовали "не распространяться", дабы "не поднимать скандал вокруг такого монстра, как Пабло Пикассо". Но исследователь не внял советам и продолжал скрупулезно изучать оба произведения. В результате он обнаружил более пятидесяти деталей, которые Пикассо позаимствовал у Мануэля Наварро и использовал не только в "Гернике", но и в своем не менее знаменитом творении "Минотавромахия", датированном 1935 годом и словно бы предвещающем "Гернику". "Это говорит о том, что Пикассо не только знал о "Ярмарке в Куэрникабре", но и тщательнейшим образом изучал ее. Возможно, с определенными целями", — предполагает исследователь.

Более того, Виндаль делает еще одно, не менее сенсационное открытие. Он уверяет, что "Герника" в том виде, в каком она экспонировалась в павильоне Испании на Международной выставке в Париже в 1937 году, была задумана Пикассо минимум за два года до своего появления. Разумеется, тогда у нее было другое название. Тем самым искусствовед ставит под сомнение существующую версию, согласно которой толчком для создания полотна послужила бомбардировка гитлеровской авиацией древней столицы басков — Герники.

Примечательно, кстати, и высказывание Хосепа Ренау, бывшего именно в то время генеральным директором Департамента изящных искусств. "Когда республиканское правительство заказало Пикассо картину, которая должна была отразить трагедию Герники, — вспоминает Ренау, — художник был внутренне готов к заказу". Этим, к слову сказать, объясняется и тот факт, что столь крупномасшабное произведение (3,5 метра в высоту и около восьми в длину) было создано в короткие сроки — всего за пять недель. В действительности же, полагает Виндаль, "Пикассо переложил на полотно то, что он замыслил давно — бомбардировка Герники лишь ускорила реализацию существовавшего замысла. Так или иначе картина бы появилась".

Напомню, как это было. Еще в январе 1937 года Пикассо получил заказ республиканского правительства сделать панно для испанского павильона на Международной выставке в Париже. Он медлил, обдумывая тему. А 26 апреля мир узнал о злодейском акте фашистской авиации, уничтожившей за одну ночь Гернику. Этот крохотный городок всего с пятью тысячами жителей баски — коренные жители Испании — считали священным. Там сохранялись редчайшие памятники их истории и культуры. Правительство Народного фронта в 1936 году предоставило Стране басков автономию, но франкистский режим ее отнял. Уничтожение Герники вместе с реальным убийством двух тысяч мирных жителей должно было стать символическим убийством целого народа.

Бомбежка Герники потрясла Пикассо. Преступление против маленького городка он воспринял как преступление фашистского режима против человечества. Но не только. Он будто прозрел состояние человеческого общества, чреватое катастрофами, если оно не опомнится. Он понял, что должен создать не картину, воспроизводящую хоть и страшный, жестокий, но конкретный сиюминутный эпизод (правда, он сумел сделать и это), а картину-символ, показывающую, что мир, люди подошли к той грани своего бытия, за которой нет спасения, если ее перешагнуть. Всем своим строем картина, напоминающая триптих, всеми персонажами (отчаянно кричащая мать с мертвым младенцем, раненые лошади, и быки, и птицы), всем колоритом (картина почти лишена цвета, только черное, серое, белое) она кричала о человеческой трагедии, взывала к людям, их разуму и совести, требуя опомниться. Хотя бы на краю гибели...

Хосе Педро Виндаль впервые познакомился с "Герникой" в июне 1937 года в павильоне Парижской выставки, когда ему было 14 лет. По его собственному признанию, картина произвела на него сильное впечатление именно своим трагизмом, необычной манерой письма, серым фоном, на котором изображены ее персонажи, мечущиеся в агонии. Интерес к "Гернике" был вызван еще тем, что пояснения давал сам автор. Как рассказывает Виндаль, художник, обратившись к своему юному зрителю, заметил: "Не думаю, что ты поймешь "Гернику". Ты еще слишком мал. Впрочем, вряд ли ты ее поймешь, и когда станешь взрослым".

Мог ли тогда предположить художник, что подросток, увлеченный живописью, все же захочет понять картину. Еще меньше он ожидал, что это стремление приведет к таким неожиданным "открытиям".

Кстати, несмотря на довольно почтенный "возраст" "Герники" — в будущем году полотну исполняется 65 лет, продолжаются споры в отношении его художественных качеств. Далеко не все согласны с восторженной оценкой, которую дал, например, картине известный каталонский художник Жоан Миро: "Что же касается ее художественных достоинств, то я ставлю картину в один ряд с "Последним судом" Микеланджело и "Расстрелом 3 мая 1808 года" Гойи". А выдающийся советский живописец и знаменитый реставратор Павел Корин, вернувший к жизни сотни произведений древнерусского искусства, признался, что именно "Герника" примирила его с творческими принципами и поисками Пикассо, которые россиянин прежде не разделял: "Когда я увидел это полотно, этот большой холст, прекрасную тональность, волевую и энергичную прорисовку деталей, это меня захватило. Я с сомнением приближался к "Гернике" — неожиданно картина произвела огромное впечатление. И после того, что я увидел, я изменил отношение к Пикассо, он стал для меня большим мастером. Я почувствовал: он человек ищущий, мятущийся и мятежный. Я почувствовал: много мучений, много дум вкладывает он в искусство".

А вот другой наш соотечественник — Илья Глазунов весьма пренебрежительно отозвался о полотне и его авторе. "Пикассо — это сатанизм. "Герника" — это ничто. Для меня это нуль. Сатанизм", — говорил он в интервью мадридской газете "А-Бэ-Сэ", правда, не объясняя, что он имел в виду под столь сильным определением.

Почти согласен с ним и испанский художник-баск Эдуардо Уркуло. Он считает, что "Генрика" Пабло Пикассо — далеко не лучшее его произведение. "Его успех и известность объясняются прежде всего политическим содержанием, тем, что его провозгласили знаменем всевозможных революций и утопий. Время революций прошло, следовательно прошло и время "Герники", которая по существу превратилась в громоздкий плакат". Правда, эту оценку Эдуардо Уркуло дал после того, как завершились неудачей все усилия правительства Страны басков, автономной области на севере страны, заполучить картину Пикассо, чтобы поместить ее в один из баскских музеев. Для ее размещения выбрали самые престижные места — либо в недавно открытом в Бильбао филиале галереи современного искусства "Гуггенхейма", либо в Сан-Себастьяне, а лучше всего — в самой Гернике. Разумеется, у руководства Страны басков, желающего заполучить легендарное произведение, были весомые аргументы: ведь трагедия, которую отразила картина, произошла в их мирном городке.

Но Мадрид отказался, выдвинув свои аргументы. И главным из них было якобы состояние полотна, не позволяющее трогать и транспортировать его. В испанской столице даже состоялся международный симпозиум, который точнее было бы назвать "консилиумом искусствоведов", собравшихся для того, чтобы определить "здоровье" картины. Его участники — ведущие искусствоведы из Национальной галереи Вашингтона, Музея современного искусства Нью-Йорка, парижского Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, лондонской Тейт галереи, других не менее известных музеев — после всестороннего и тщательного изучения пришли к выводу, что даже при незначительном перемещении "Герника" может серьезно пострадать. Были представлены 137 фотографий, изображающих картину в различных ракурсах. Они зафиксировали глубокие трещины, морщины, разрушение красочного слоя. Вердикт экспертов был однозначен: полный покой и "лечение" современными средствами.

Впрочем, как бы ни бушевали художественные антагонисты, какие бы споры ни кипели вокруг произведения Пикассо, они ничуть не сказываются на интересе, который проявляют к "Гернике" любители живописи из разных стран. Отдельный зал в мадридском Культурном центре "Королева София", где выставлена картина, всегда многолюден. Кстати, в прошлом году этот музей занял второе (после столичного же Прадо) место по посещаемости — здесь побывало более миллиона человек. И среди самых притягательных произведений, по многочисленным отзывам, стала "Герника".

А что же "открытия" Хосе Педро Виндаля? Думаю, сегодня они имеют чисто академический интерес, хотя и весьма любопытны по своей сути. Как бы там ни было, Пикассо, живя в предощущении грозящих миру "герник", своей страстной кистью предостерегал человечество от нового Апокалипсиса. И потому сегодня "Герника" вспоминается с новой силой. Как предостерегающий образ угрозы миру. Как предчувствие и пророчество.



basik.ru / Художники /









Ваши отзывы и комментарии.
Bas 28.08.2006 14.13.31
Про картину Герника http://www.rspu.ryazan.ru:81/chairs/cult/hist_art/Pictures/Pict_106_204.html
тануки - гость 28.10.2008 17.40.21
А репродукция непосредственно "ярмарки"-то гдее? 0.0


Понравилась страничка? Отправь ссылку друзьям:
http://basik.ru/painter/3026/

Лучшие обои на рабочий стол в нашем новом проекте - summerboard.ru

                       

Немного новостей:
Еще из раздела "Художники"
 Фотографии с айфона
 Рисунки со смыслом
 Мультяшки в реальной жизни
 Объемные рисунки
 Jeannie Lynn Paske
 Кубические животные
 Norman Rockwell
 Замечательные рисунки Magdalena Wanli
 Kristiana Parn
 Рисунки Brooks Salzwedel
 Рисунки на листьях и камнях
 Картинки о любви

Последние комментарии:
Художники

байк   гитара  
низ  
Идея © Bas.       Создание - Аксёнов Алексей
basik.ru: wallpapers, обои на рабочий стол