Комментариев: 8
0 -
Московское метро открылось в мае 1935 года. C момента распада СССР и до сего дня не построено ни одной совершенно новой станции, не говоря уже про линии, настоящего "тяжелого" метро. Неполноценные уродцы - легкое и "мини-метро" - не в счет. Все остальное, что было открыто за 15 лет, закладывалось еще при социализме Cтанция Савеловская отмечалась как строящаяся на схемах 1978 года, а вступила в строй в последний день 1988. Рекорд станции Воробьевы Горы. Ее строительство в нынешнем виде длилось примерно 19 лет. В первом варианте она была построена примерно за год. В общем, пока это мировой рекорд долгостроя метро. Станция Волоколамская Таганско-Краснопресненской линии пребывает в недостроенном виде еще с конца 60-х годов 20-го века. То есть с начала ее строительства прошло уже около 40 лет, и конца ему пока не видно. С Волоколамской связана одна знаменитая легенда - о "закрытых станциях" московского метро. На самом деле эта станция не достроена - у нее просто нет выходов на поверхность. Закрытых же пассажирских станций в москвоском метро сейчас ровно одна штука - Семеновская, где идет полная замена всех эскалаторов. Про "Метро-2" и всякие секретные объекты же могу сказать только то, что гуляя по обычному метро, мы с ними не столкнемся никогда. Единственное место, где рельсы обычного и секретного метро стыкуются - неприметный тупичок за станцией Спортивная в сторону Университета. Загадочные "ведущие в никуда" переходы на Смоленской Филевской линии и Третьяковской-левой (той, откуда по Калужско-Рижской линии можно уехать в сторону Битцевского Парка, а на Калининскую линию посадки нет) и на самом деле никуда не ведут - первый упирается в засыпанный при реконструкции Садового кольца выход, вторая - задел для непостроенного дополнительного перехода на Новокузнецкую (точно такого же, как построенный на Третьяковской-правой). Самая глубокая станция московского метро - Парк Победы. Второе и третье места - у Тимирязевской и Дмитровской соответственно. Предельная глубина достаточно заурядна: немного больше 70 метров - это рекорд для Москвы и вполне себе норма для Питера, например. Для сравнения, самая глубокая станция Киевского метро - Арсенальная - глубже 120 метров (что замечательно, следующая за ней станция Днепр - надземная! Особенности рельефа, вот ведь как). Самая мелкая из подземных станций - Печатники. Крыша ее южной оконечности выступает на несколько метров над землей и при строительства была аккуратно засыпана сверху. Самая длинная станция - все те же Воробьевы Горы. Ее выходы расположены на противоположных берегах Москвы-реки в довольно широкой ее части, причем не на урезе воды, а заметно подальше. Второе место у Арбатской Арбатско-Покровской линии - ее выход с одной стороны и переход на станцию Библиотека имени Ленина разделяют почти три сотни метров. Кстати, нормальная длина платформы станции московского метро - немного больше 160 метров. Такая длина позволяет принимать составы из 8 вагонов. При этом станции первых очередей - Сокольнической линии, например - на несколько метров короче. Далее. Самая короткая из станций автору не известна, но если говорить только о подземных, то это либо одна из станций именно центрального участка Сокольнической линии - от Сокольников до Парка Культуры, либо, скорее, одна из трех центральных станций Филевской линии - от Александровского Сада до Смоленской. Их длина метров на 10 меньше обычного. Для сравнения, самый длинный перегон - между станциями Текстильщики и Волгоградский Проспект имеет длину больше 4 километров, а самый короткий - около 200 метров. Самая высокая станция - Комсомольская-кольцевая. У нее нестантартный диаметр тоннеля, образующего средний зал - 11,5 метров вместо обычных 9,5. Так что впечатляющая высота ее потолка - вовсе не иллюзия. На втором месте, кажется, Автозаводская, но точно не скажу. Пьедестал среди самых низких делят Ботанический Сад, Пражская и Печатники - однопролетные станции мелкого залегания, и так-то невысокие, с дополнительными навесными потолками. Самая широкая станция - Партизанская (Измайловский Парк). На втором месте - Полежаевская. У этих станций по две платформы и три пути между ними. Самые узкие (опять же из подземных, у наземных есть некоторые варианты) - Волгоградский Проспект и Рязанский Проспект. Как-то так сложилось, что у них нестандартная ширина платформы: расстояние между колоннами этих станций - всего 4 метра вместо положенных для этого типа конструкции 6. Кстати, о конструктивных особенностях. Есть в московском метро одна станция, уникальность которой видна невооруженным глазом. Это Александровский Сад. Он кривой. Станцию стали проектировать уже после начала прокладки линии, и прямолинейного участка для нее просто не нашлось. Еще один интересующий многих вопрос об этой станции - куда ведут тоннели, уходящие из нее в сторону центра города? Отвечаю: на станцию Площадь Революции. А вовсе не в тайные подвалы Кремля, как принято рассказывать. Между прочим, тот тоннель, что слева по направлению взгляда, имеет ответвление к станции Охотный Ряд, а аналогичное ответвление правого тоннеля было разобрано и засыпано при строительстве торгового комплекса под Манежной площадью. Все эти тоннели вполне пригодны к использованию, и по ним периодически ходят служебные поезда. Еще одна уникальная по конструкции станция - Тимирязевская. Ее уникальность простому взгляду тоже заметна, но оценить ее сможет лишь тот, кто полностью в курсе дела. Эта станция - единственная в Москве, конструкция которой относится к типу "ленинградский односвод". Все похожие по оформлению станции - Тульская, Отрадное, Люблино и прочие - устроены совершенно иначе. В московском метро есть четыре с половиной станции кроссплатформенных пересадок. В смысле - перешел через платформу, и ты уже на другой линии. Эти станции - Китай-город, Третьяковская, Каширская и Парк Победы. Половинка - Петровско-Разумовская, в будущем на ней будет пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию, а пока второй зал просто не построен. Не построена и линия, на которую будет переход на Парке Победы. По старому проекту это должна была быть Митино-Бутовская хорда, но от ее строительства отказались, так что скорее всего это будет Солнцевская линия. Но не та туфтовая, которую хотят строить сейчас, а настоящая "тяжелая" линия. Еще немного о строительстве станций. Четыре с половиной станции строились уже после пуска участков, на которых они находятся. Это Дубровка, Тверская, Шаболовская, Воробьевы Горы и половина Третьяковской (та, с которой поезда Калужско-Рижской линии идут на Битцевский Парк, а Калининской - никуда не идут). Когда-нибудь к этому списку прибавится Волоколамская и, возможно, одна-две станции на Арбатско-Покровской линии между Площадью Революции и Курской (там оставлены специальные прямые участки нужного размера и расширения между тоннелями, но сами станции пока не строятся). Еще ходят слухи о строительстве станций между Полянкой и Боровицкой или между Новокузнецкой и Театральной - но это скорее всего так и останется на словах. Три станции московского метро замечательны тем, что изначально выглядели совершенно не так, как сейчас. Это Чистые Пруды, Лубянка и Павелецкая-радиальная (все те же Воробьевы Горы, по-моему, правильнее считать построенными заново, так что о них речь не идет). Они раньше не имели того, с чем у нас ассоциируется само понятие станции метро - центрального зала. Эскалатор с улицы приводил пассажиров в маленький зальчик, из которого два-три прохода с обеих сторон вели непосредственно к поездам. Центральные залы этих станций были построены при реконструкции, достаточно много лет спустя. Разница оформления старой и новой частей особенно заметна на Павелецкой. Ее части даже устроены по-разному: старая - пилонная, а новая - колонная. На Чистых прудах же заметить разницу сложно, там при реконструкции постарались сохранить единое оформление. Кстати, среди всех станций других советских метрополитенов не имеет центрального зала только уже упоминавшаяся здесь киевская Арсенальная. Побывавшие на ней люди могут представить себе как выглядели раньше эти три. Любопытно отметить, что в московском метро есть два уже построенных участка пресловутого Второго Кольца. Это участки от Каховской до Каширской и от Черкизовской до Улицы Подбельского. Когда-нибудь они войдут в состав Второй Кольцевой линии. Но это уж точно нескоро будет. Кстати, о первой Кольцевой. Сейчас на ней ровно 12 станций, а лет через десять станет на две больше. Запланировано строительство новых станций между Новослободской и Проспектом Мира и между Киевской и Краснопресненской. Эти станции будут пересадочными, как и все станции Кольцевой, соответственно на Люблинско-Дмитровскую и Перовско-Строгинскую линии. Еще, пожалуй, стоит сказать пару слов о метромостах. Всего в Москве их шесть. Наиболее известные - на Филевской линии (между Смоленской и Киевской) и на Сокольнической линии (между Университетом и Спортивной). Менее известны, но тоже легко доступны наблюдению мосты на Замоскворецкой линии (между Автозаводской и Коломенской) и второй на Сокольнической (между Сокольниками и Преображенской Площадью). Этот последний - уже не через Москву-реку, а через Яузу. Последние же два моста вы просто не найдете, если не будете знать точно, что это именно они. Они крытые и поэтому незаметны изнутри поезда. Снаружи же их можно отыскать в жутких буераках среди гаражей и помоек над мелкими речками - Лихоборкой (Серпуховско-Тимирязевская линия между Владыкино и Отрадным) и все той же Яузой (Калужско-Рижская линия между Бабушкинской и Медведковым).
Автор - Джориан.
basik.ru /
Интересные факты /
|