главная
А тем временем, форум сайта ждет не дождется интересных собеседников.

RSS 2.0
Всегда помните: любой ценой нужно избегать потери доверия. Даже если доверие позволяет другим вас обманывать, это все же лучше, чем не доверять. Очень легко доверять, когда кто-то вас любит и никто не обманывает. Но даже если весь мир полон обмана и каждый пытается вас обмануть, — а обмануть вас можно только когда вы доверяете, — даже тогда продолжайте доверять. Никогда не теряйте доверия к доверию, чего бы то ни стоило, и вы никогда не проиграете, потому что само по себе доверие ценнее всего в жизни. Оно не должно служить средством к чему-то другому, потому что по самой своей природе может быть только целью. Если вы способны доверять, вы остаетесь открыты. Люди закрываются ради защиты, чтобы никто не мог их обмануть, чтобы никто не мог ими пользоваться. Пусть вами пользуются как угодно! Если вы настаиваете и продолжаете доверять, случается самое красивое цветение, потому что тогда в вас нет никаких страхов. Страшно, что люди могут вас обмануть, — но когда вы это принимаете, все страхи проходят и нет препятствий к тому, чтобы быть открытым. Страхи опаснее любого вреда, который способны причинить вам другие. Страхи могут отравить вам всю жизнь. Оставайтесь открыты, просто доверяйте — невинно, безусловно. Вы расцветете — и поможете расцвести другим, когда они осознают, что обманывают не вас, а только себя. Нельзя бесконечно обманывать человека, который не перестает доверять. Само его доверие снова и снова отбрасывает окружающих к самим себе.
Пусть у вас в любви наступит новолуние. Будьте рядом, любите друг друга, заботьтесь друг о друге и не жалейте о прошедшем жаре — потому что этот жар был безумным, горячечным состоянием, и хорошо, что он прошел. Считайте, что вам повезло. Если любовь становится глубже, мужья и жены превращаются в братьев и сестер. Если любовь становится глубже, солнечная энергия превращается в лунную: жара спала, наступила прохлада. И когда любовь становится глубже, возможно непонимание, потому что мы привыкли к лихорадке, страсти, волнению, а теперь все это кажется глупым. Но это и в самом деле глупо! Теперь, когда вы занимаетесь любовью, это кажется глупым; если вы не занимаетесь любовью, то чувствуете, будто чего-то не хватает, — из-за старой привычки. Когда муж и жена начинают чувствовать что-то подобное, они пугаются — не стали ли они принимать друг друга как должное? Не стали ли они друг другу братом и сестрой, вместо того чтобы оставаться избранниками и радостью для эго? Возникают все эти страхи. Иногда приходит такое чувство, будто чего-то не хватает, — своего родя пустота. Но не сморите на нее глазами прошлого. Смотрите глазами будущего. Многое случится в этой пустоте, многое случится в этой близости — вы оба исчезнете. Ваша любовь станет абсолютно несексуальной, весь жар исчезнет, и тогда вы сможете узнать совершенно иное качество любви.
Не говорите «счастье» и «несчастье», потому что эти слова содержат суждение. Наблюдайте без суждения — просто говорите себе: «Вот настроение „А". Вот настроение „Б"». Настроение «А» прошло, наступило «Б»; вы же остаетесь просто наблюдателем. Вдруг вы осознаете, что, хотя вы называете «А» счастьем, оно не так уж счастливо, и хотя вы называете «Б» несчастьем, оно не так уж несчастно. Просто называя эти настроения «А» и «Б», вы создаете дистанцию. Когда вы произносите слово счастье, в нем многое подразумевается: вы говорите, что хотите за него цепляться и не отпускать, не хотите, чтобы оно кончилось. Когда вы говорите несчастье, вы не просто произносите слово; многое подразумевается: вы говорите, что его не хотите, что его не должно быть. Все эти вещи подразумеваются бессознательно. На семь дней придумайте себе новые термины для обозначения настроений. Будьте наблюдателем — будто сидите на вершине холма и смотрите в долину, наблюдая облака, рассветы и закаты, дни и ночи. Будьте наблюдателем на холме, вдалеке от всего.
Играйте, но играйте осознанно. Играйте в свои игры, какими бы они ни были; не подавляйте. Играйте в них как возможно более совершенно, но в полной бдительности. Играйте с удовольствием, и тогда будут получать удовольствие и другие. Когда человек играет роль, за этим стоит какая-то причина Роль имеет для него какой-то смысл. Если сыграть в игру безупречно, что-то в бессознательном рассеется, испарится и вы освободитесь от тяжести. Например, если вам хочется играть, как в детстве, значит, в детстве что-то осталось незавершенным. В детстве вы не могли быть таким, как хотели; кто-то вам помешал. Вас заставили казаться более серьезным, взрослым и зрелым, чем вы были на самом деле. Что-то осталось незавершенным. Эта незавершенность требует завершения и продолжает вас преследовать. Завершите. Ничего страшного. Тогда, в прошлом, вы не могли быть ребенком — но теперь можете. Однажды сыграйте в эту игру с полной отдачей, и вы увидите, что эта незавершенность исчезнет и никогда больше не вернется.
Для счастья или несчастья не бывает внешних причин; извне приходят только предлоги. Мало-помалу мы начинаем признавать, что счастье и несчастье приходят откуда-то изнутри нас — где действует нечто постоянно меняющееся, не имеющее ничего общею с внешними обстоятельствами. Ваше самочувствие приходит откуда-то изнутри вас; колесо непрерывно вращается. Просто наблюдайте — это очень красиво, потому что это осознание принесет некое достижение. Вы увидите, что свободны от внешних предлогов: снаружи ничего не случилось, но все же за несколько минут ваше настроение изменилось, из счастливого стало несчастным — или наоборот. Это значит, что счастье и несчастье — ваши собственные настроения, не зависящие ни от чего внешнего. Это одно из самых важных пониманий, потому что с ним возможно многое. Нужно понять еще одно: настроения приходят из неосознанности. Просто наблюдайте и станьте осознанны. Если приходит счастье, просто наблюдайте его и не отождествляйтесь с ним. Когда приходит несчастье, снова — просто наблюдайте. Они похожи на утро и вечер. Утром вы наблюдаете и радуетесь восходящему солнцу. Когда солнце садится и сгущается темнота, снова вы наблюдаете — и радуетесь.
Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь — эксперимент, в ходе которого это следует выяснить. Чтобы выяснить, что для него хорошо, каждый человек должен быть сознательным и бдительным, наблюдать свою жизнь и с ней экспериментировать. Хорошо все, что приносит покой, все, что приносит блаженство, все, что приносит безмятежность, все, что подводит нас ближе к существованию и его бесконечной гармонии. А все, что вызывает в вас борьбу, страдание, боль, — плохо. Никто другой не может решать за вас, потому что у каждого — свой индивидуальный мир, своя чувствительность. Все мы уникальны. Никакие универсальные формулы не помогут. Весь мир служит тому доказательством. Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь — эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу. И награды этой жизни — не за ее пределами, не в раю и не в аду; они — здесь и сейчас Каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек — тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо. И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно.
Медитация означает быть с самим собой, любовь — быть с кем-то другим. Медитация дает вам сокровище: любовь помогает им поделиться. Вот две основы всего. остальное несущественно. Есть старый анекдот о трех путешественниках, приехавших в Рим. Они пришли к папе, и первым делом он спросил: «Надолго ли вы приехали?» Первый ответил: «На три месяца». Папа сказал: «Значит, вам удастся основательно осмотреть Рим». Второй на тот же вопрос ответил, что приехал на шесть месяцев. Папа сказал: «Значит, вы сможете увидеть гораздо больше первого». Третий сказал, что приехал всего на две недели, и папа ответил: «Вам посчастливилось: вы увидите в Риме все!» Путешественники были озадачены — потому что не знали механизма ума. Только подумайте: если бы ваша жизнь длилась тысячу лет, вы бы многое упустили, потому что продолжали бы откладывать на потом. Но поскольку жизнь так коротка, человек не может позволить себе откладывать. И все же люди откладывают — даже в ущерб себе. Представьте, если бы кто-нибудь вам сказал, что вам осталось жить всего один день, — что бы вы сделали? Продолжали бы думать о ненужных вещах? Нет, вы бы о них забыли. Вас интересовала бы только любовь, только молитва, только медитация, потому что осталось всего двадцать четыре часа Настоящее, существенное вы не стали бы откладывать.
Не думайте, что любовь вечна. Она очень хрупка – хрупка, как роза. Утром роза цветет, к вечеру ее больше нет. Ее может погубить любой пустяк. Чем явление выше, тем оно более хрупко; высокое нуждается в защите. Камень останется целым, но роза погибнет, — если камень и роза столкнутся, камню это не повредит, но роза погибнет. Любовь очень хрупка, очень деликатна. С ней нужно обращаться очень осторожно и бережно. Вы можете причинить непоправимый вред, и один из вас закроется, начнет защищаться. Если вы будете слишком много ссориться, одному из вас захочется бежать от другого; он будет становиться более и более холодным, более и более закрытым, чтобы защитить себя от нового нападения. Тогда, в ответ на холодность, другой будет нападать еще больше. Так круг замыкается, и влюбленные постепенно расходятся; между ними растет отчуждение, и каждый считает виновным другого, каждый считает, что его предали. Насколько я вижу, ни один влюбленный не предавал другого. Только невежество убивает любовь. Оба хотят быть вместе, но в чем-то оба невежественны, и это их суммарное невежество играет с ними злую шутку.
Мы отдельны только на поверхности; глубоко внутри мы не отдельны. Отделена только видимая часть; невидимая по-прежнему едина и нераздельна. В Упанишадах говорится; «Те, кто думают, что знают, не знают», — потому что сама идея, что вы знаете, не позволяет вам знать. Сама идея, что вы невежественны, делает вас уязвимым, открытым. Ваши глаза, как у ребенка, полны удивления. Тогда трудно решить, действительно ли ваши ваши мысли, или они вошли извне, — потому-что теряются всякие якоря. Но не стоит об этом беспокоиться, потому что в своем основании ум един; он принадлежит вселенной. Назовите его Богом, если угодно... — или, словами Юнга, «коллективным бессознательным». Мы отдельны только на поверхности; глубоко внутри мы не отдельны. Отдельна только видимая часть; невидимая по-прежнему едина и неделима. И если вы расслабляетесь, приходите в молчание и становитесь более и более невинны, скромны, похожи на ребенка — поначалу будет трудно понять, действительно ли ваши ваши мысли, или же исходят неизвестно откуда, или же кто-то другой посылает сигналы, а вы только их принимаете! Они действительно приходят из ниоткуда. Они приходят из самого сердца вашего существа; и это же сердце — сердце каждого. Таким образом, всякая поистине оригинальная мысль не несет ничьей подписи. Она просто является — из коллективного, из вселенского, из единого Ума — Ума с большой буквы. И когда индивидуальный ум, эгоистический ум расслабляется, вас наводняет ум вселенной.
Почему мы замыкаемся и сдерживаемся? Из страха, что, если мы отдадим все, ничего не сдерживая, нам будет больше нечего дать. И мы даем, но только отчасти, оставляя наживку на удочке. Мы хотим оставаться загадочными. Когда вы не позволяете другому войти в свое существо и узнать его тотально, это происходит от страха, что, может быть, если другой узнает вас целиком, он — или она — потеряет интерес. И какие-то уголки своего существа вы держите закрытыми, чтобы другой оставался в вечном недоумении: «Что это за уголки? Что еще ты в себе прячешь?..» И другой продолжает исследовать, пытаться, убеждать, соблазнять... И точно так же себя прячет другой. За этим стоит некое инстинктивное понимание, что, как только тайное станет явным, все будет кончено. Мы любим тайну, мы любим неизвестное. Когда все известно, нанесено на карту и измерено — конец! «Как, больше ничего нет?» Беспокойный ум начинает думать о других женщинах, других мужчинах. Это происходит с миллионами мужей и жен; они заглянули друг в друга целиком — и всему пришел конец! У другого больше нет души, потому что в нем больше нет тайны, — а душа существует, пока остается тайна. Вот стоящая за этим логика. Но если вы по-настоящему независимы... если вы целиком сдались богу любви — только тогда вы можете целиком раскрыться. В самом этом раскрытии вы сливаетесь в одно целое. Когда двое людей раскрываются, их больше не двое. Когда стена рушится, две комнаты становятся одной. И именно это приносит осуществление; именно этого ищут все влюбленные, жаждут все влюбленные, — к этому устремлены все их мечты и помыслы. Но по непониманию они могут заблудиться в своих поисках.
Что бы вы не делали, будьте в этом как возможно тотальны. Если вы идете и вам нравится идти, прекрасно! Если вдруг вы осознаете, что не хотите больше двигаться, тут же сядьте; не делайте ни шагу против воли! Что бы ни происходило, примите это и наслаждайтесь; ни к чему себя не принуждайте. Если вам хочется говорить, говорите. Если вам хочется молчать, молчите — но следуйте внутреннему ощущению. И ни к чему себя не принуждайте — ни на мгновение — потому что, когда вы себя принуждаете, вы тут же оказываетесь разделены надвое. И это создает трудности; тогда вся жизнь становится раздробленной. Человечество пришло в шизофреническое состояние, потому что нас учили себя принуждать. Одна часть вас хочет смеяться, другая не позволяет вам смеяться; они разделяются, и вы раздваиваетесь. Вы создаете в себе победителя и побежденного, возникает конфликт. Трещина, созданная этим конфликтом, становится шире и шире. Задача в том, чтобы склеить эту трещину и больше ее не создавать. Есть прекрасное дзэнское изречение: Когда сидишь, просто сиди. Когда идешь, просто иди. Но главное — без колебаний.
Переместитесь от гнева к творчеству, ивы ершу же увидите, что в вас многое изменится. Завтра те же самые вещи не будут поводом для гнева. Из ста людей, страдающих от гнева, пятьдесят страдают от избытка творческой энергии, которую им не удается использовать. Их проблема не в гневе, но они всю жизнь думают, что страдают от гнева. Если найден правильный диагноз, полдела сделано. Вложите энергию в творчество. Перестаньте считать проблемой гнев; не обращайте на него внимания. Вкладывайте больше энергии в творчество. Вложите себя во что-то такое, что вы любите. Вместо того, чтобы делать из гнева проблему, сделайте объектом медитации творчество. Переместитесь от гнева к творчеству, и вы сразу же увидите, что в вас многое изменится. Завтра те же самые поводы не будут поводами для гнева — стоит ли обращать внимание на такие мелочи? — потому что теперь энергия движется, радуется, наслаждается танцем.
Когда я употребляю слово невежество, я не придаю ему никакого осуждающего смысла — не имею ввиду недостаток знания. Я имею ввиду нечто очень важное, очень осязаемое, очень позитивное… нам свойственное. Бесконечная таинственность — в природе существования, и именно поэтому оно так красиво. Всякое знание избыточно. Знание как таковое избыточно. Всякое знание только создает иллюзию, что мы знаем. Но мы не знаем. Можно прожить с кем-то всю жизнь и думать, что этот человек известен — но он остается неизвестным. Можно родить ребенка и думать, что ребенок известен, — но он неизвестен. Все что нам кажется зиянием очень иллюзорно Кто-то спрашивает: «Что такое вода?» — и вы говорите: «Н20». Вы просто играете в игру: не известно ни что такое вода, ни что такое «Н» или «О». Вы просто клеите ярлыки. Кто-то спрашивает, что такое это «Н», что такое водород, и вы переходите к молекулам, к атомам, к электронам — но снова только даете названия. Тайна не кончается — тайна только отодвигается дальше, но в конце всего остается прежнее безграничное невежество. Раньше мы не знали, что такое вода; теперь мы не знаем, что такое электрон; мы не пришли ни к какому знанию. Мы играем в игру, даем вещам названия и классифицируем, но жизнь остается тайной. Невежество так глубоко и так бесконечно, что не может быть разрушено. И когда вы это понимаете, вы можете найти в нем покой. Такая красота, такое расслабление... потому что идти некуда. Познавать нечего, потому что ничто не может быть познано. Невежество вечно. Оно безмерно и безгранично.
Первобытное общество принимает тела целиком, таким как есть: ничто в нем не осуждается, ничто не выше и не ниже. Йога принимает тело, но идет недостаточно далеко. Она предписывает контроль, а контроль в любой форме есть своего рода подавление. Вы подавляете и забываете о подавленном; оно перемещается в область желудка и скапливается у диафрагмы. Желудок — единственная область тела, куда можно выбрасывать подавленное; никакого другого места нет. В тот день, когда контроль взорвется, вы почувствуете столько свободы, столько жизни; вы почувствуете, что родились заново, потому что раздвоенное тело соединится в одно целое. У диафрагмы тело разделяется на нижнюю и верхнюю половины. Старые религиозные учения осуждали нижнюю половину, а верхней приписывали некое превосходство, верховенство, возвышенность. Это неверно. Тело едино, и эта раздвоенность опасна; она вас раздваивает. Постепенно вы начинаете отрицать многие части жизни, а все исключенное из жизни однажды возьмет свое... может быть, в форме болезни. Современные медицинские исследования показывают, что рак — не что иное, как слишком большой внутренний стресс. Рак существует только в подавленных обществах. Чем более общество цивилизованно и культурно, тем больше вероятность рака. В первобытном обществе рак не встречается, потому что первобытное общество принимает тело целиком, таким как есть: ничто в нем не осуждается, ничто не выше и не ниже.
Когда вы не знаете, чего именно боитесь, это хороший страх. Он значит только, что вы стоите на грани неизвестного. Когда у страха есть объект, такой страх вполне зауряден. Человек боится смерти — совершенно обычный, инстинктивный страх; в нем нет ничего особенного. Страх старости или болезни, страх физической беспомощности — очень распространенные страхи, обычные, как трава. Необычно, когда вы не можете найти объект страха, когда у страха нет никакой причины. Такой страх поистине невыносим! Если находится причина, ум удовлетворен. Если находится ответ, ум может ухватиться за какое-то объяснение. Все объяснения помогают только отмахнуться и успокоиться, ничего больше, но, получив рациональное объяснение, вы довольны. Лучше видеть вещи такими, какие они есть, и не спрашивать, почему все так, а не иначе. Вокруг вас — вокруг всякого ищущего — витает нечто неведомое. Через этот страх должен пройти каждый ищущий. Я здесь не для того, чтобы давать вам объяснения, но чтобы втолкнуть вас в самую глубь. Я не психоаналитик — я экзистенциалист. Моя задача в том, чтобы дать вам способность переживать как можно больше опыта — любви, страха, гнева, жадности, насилия, сострадания, медитации, красоты — и так далее. Чем больше вы переживаете опыта, тем становитесь богаче.
Страницы
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Немного новостей:
Животные

Ключевые слова:

Последние комментарии:
Маленькие медитации от ОШО

байк   гитара  
низ  
Идея © Bas.       Создание - Аксёнов Алексей
basik.ru: wallpapers, обои на рабочий стол