Веками глаза ассоциировались с силой и тайной и назывались зеркалом души человеческой. Греческий философ Эмпедокл объяснял зрительное восприятие потоком огненных корпускул, исходящим из глаз в направлении рассматриваемого объекта и возвращающимся обратно.
Описания взгляда также можно встретить во французской поэзии эпохи Ренессанса. В ней о глазах говорится, что они мечут стрелы, кинжалы или орудия смерти и испускают огненные вещества, которые «опаляют душу и разжигают пламя любви».
Балийцы считают, что в правом глазу каждого человека живет душа его отца как символ Луны, а в левом – душа матери как символ Солнца.
Женщины всегда осознавали притягательную силу глаз. Они прилагали больше усилий, чтобы увеличить размер глаз, чем мужчины. Клеопатра была известной мастерицей украшать глаза: она пользовалась краской для век – сурьмой – для обведения контуров и подчеркивания глаз. В Индии женщины размещают драгоценные камни вокруг глаз, чтобы привлечь к ним внимание. В нашей культуре сложилось собственные методы: накладные ресницы, тени для век, карандаш для подведения глаз и тушь для ресниц и бровей.
Взглядом можно пользоваться и в дурных целях. Не зря же есть выражения: «Он мог убить взглядом», «Не смотри на меня так сердито!», «Она уставилась на него ледяным взглядом»… Так, что будьте осторожны! К примеру, южноафриканские бушмены считают, что взгляд менструирующей девушки обладает такой силой воздействия, что может приковать мужчину к месту и превратить его в дерево.
Как считают психологи, наши глаза говорят не меньше, чем наши языки. Они чрезвычайно выразительно передают эмоции. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз.
Зрительное поведение и его смысл различны у мужчин и женщин, но зрительный контакт – это самое сильное средство неречевого общения. И зачастую бывает можно просто заглянуть в глаза человека, чтобы узнать его истинное состояние. Если искушенные собеседники способны контролировать, сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то состояние зрачков неподвластно контролю.
Далее.